ПАМЯТКА

 

Рекомендации по закаливанию организма школьников, проживающих  на территориях радионуклидного загрязнения.

                        

Сильный, но не закаленный

человек подобен крепости

с толстыми высокими стенами,

в которой забыли поставить двери.

Народная мудрость

 

         Ухудшение экологической ситуации предъявляет новые требования к защитно-приспособительным возможностям организма, что актуализирует проблему поиска доступных средств и форм укрепления здоровья, профилактики заболеваний, повышения неспецифической сопротивляемости организма. Неспецифическая  сопротивляемость представлена многочисленными реакциями, повышающими общую сопротивляемость организма по отношению к самым различным влияниям внешней среды, в том числе и к ионизирующему излучению – это общее биологическое свойство, присущее всему живому. У человека оно получило новые возможности целенаправленного волевого укрепления, т.е. тренировки защитных реакций на воздействие различных вредоносных факторов.   Лучшим способом тренировки и совершенствования защитных физиологических  механизмов организма является закаливание природными факторами: воздухом, солнцем, водой.

         Закаливание – это комплекс гигиенических мероприятий, направленных на расширение функциональных возможностей человека, способствующий повышению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды. В сочетании с физическими упражнениями закаливание составляет единый процесс физического воспитания и является активным компонентом здорового образа жизни.

В основе закаливания лежит условно–рефлекторная регуляция теплообмена, главной целью которой является сохранение температурного гомеостаза, необходимого для оптимального протекания жизненных процессов. Она обеспечивается механизмами физической и химической терморегуляцией. Если физическая терморегуляция заключается в изменении условий теплообмена между телом человека и окружающей средой, то химическая терморегуляция – в регулировании теплообразования в организме за счет изменения интенсивности обмена веществ. 

Непременным условием закрепления и сохранения условных рефлексов являются систематические раздражения нервных окончаний холодом. При повторных раздражениях вызванное им возбуждение в центральной нервной системе накладывается на след, оставленный от предыдущих, и повторные раздражения сливаются с этой следовой реакцией. Таким образом, происходит постепенное изменение реакции организма на данные раздражения. Сроки наступления адаптационных изменений к холодовым процедурам от 25 до 60 дней  и зависят от силы и времени систематического  воздействия.

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить в комплексной системе мероприятий по минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС, является контроль над состоянием здоровья детей и подростков, организм которых наиболее чувствителен к воздействию экологически неблагоприятных факторов. В этом возрасте деятельность физиологических механизмов терморегуляции совершенствуется, сохраняется наклонность к неустойчивому и резкому снижению температуры тела. У школьников относительная поверхность тела (площадь кожной поверхности, приходящаяся  на 1кг массы тела), от которой зависит уровень теплоотдачи, во много раз больше, чем у взрослого. Более интенсивной теплоотдаче способствует и обильное потоотделение. В состоянии покоя у школьников за сутки в пересчете на 1кг массы тела выделяется  почти в 10 раз больше пота, чем у взрослых. То или иное температурное воздействие вызывает в растущем организме более существенные и глубокие изменения. И время восстановления этих функций  к исходному состоянию происходит гораздо медленнее. В период полового созревания склонность к нарушениям в работе механизмов терморегуляции усиливается, поэтому интенсивность температурного раздражителя и длительность его воздействия должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

Для детей, проживающих в условиях повышенной радиации, характерны снижение общей работоспособности, быстрая утомляемость, повышенная заболеваемость. Закаливающие же процедуры  способствуют уменьшению и даже полному устранению раздражительности, быстрой утомляемости, слабости, нормализуют сон, увеличивают физическую и умственную работоспособность, повышают эмоциональный тонус. Рефлекторным путем, через центральную нервную систему они влияют на все внутренние органы, сердечно–сосудистую, дыхательную и нервную системы.

 Общеизвестна роль закаливания и в профилактике простудных заболеваний (74% всех заболеваний), повышении иммунитета и адаптационных возможностей организма. Около 85% всех известных заболеваний связаны с “простудой”. Простудные заболевания  не только понижают устойчивость и сопротивляемость организма, но и провоцируют многие латентно протекающие заболевания, приводят к обострению хронических болезней. Закаливание уменьшает число простудных заболеваний в 2 – 5 раз, а в отдельных случаях полностью исключает их возникновение и обострение.

Повышение устойчивости к вирусной и бактериальной инфекции  связано, в частности, с ростом иммунобиологической реактивности организма, увеличением выработки антител.

В результате влияния холодовой закаливающей процедуры усиливается функция нейроэндокринной системы, в кровь поступает повышенное количество адренокортикотропного гормона, под воздействием которого в надпочечниках повышается синтез гормона кортизона, который и способствует образованию антител, разрушающих болезнетворные микробы и выделяемые ими токсины. Становится понятно, почему закаленный человек меньше подвержен не только простудным, но в какой – то мере и инфекционным заболеваниям. Отсюда универсальность закаливания как средства профилактики самых разных болезней.

         Одним из основных и главных условий закаливания является убежденность в необходимости его применения, доведенная до уровня потребности. Большая роль в решении вопроса мотивации закаливания, сознательного к нему отношения, отводится действенной пропаганде среди широких слоев населения. Необходимо обогатить школьников теоретическими знаниями и навыками практического применения закаливающих процедур, воспитывая у них потребность и формируя убежденность в необходимости систематического закаливания. Гигиеническое обучение и воспитание должно проводиться регулярно, сохраняя преемственность как в семье, так и в школе.

Закаливание предполагает целый комплекс закаливающих мероприятий тесно связанный со всеми другими составляющими режим дня школьника. Для большей эффективности повышения степени закаленности необходимо последовательно сочетать основные средства воздействия как в семье, так и в школе:

-  утренняя гигиеническая гимнастика на свежем воздухе;

            -  водные гигиенические и закаливающие процедуры как утром, так и в вечернее время, а для ослабленных детей и после дневного сна;

                  -  прогулки на свежем воздухе. Общее время в течение дня 1,5 – 4 часа в          зависимости от поры года.

            - ночной сон при открытой форточке или в хорошо проветриваемом помещении в зависимости от сезонов года и температурного режима окружающей среды.

 В процессе закаливания необходимо последовательно сочетать основные средства воздействия: воздушные ванны с местным и общим закаливанием – хождение босиком, солнечные ванны и водные процедуры, такие как: умывание и полоскание горла холодной водой, сухое и влажное обтирание, обливание всего тела и душ, контрастный душ, купание в открытых водоемах.

         Существуют традиционные принципы закаливания, соблюдение которых гарантирует максимальную эффективность.

         Первый  принцип – систематичность использования закаливающих процедур во все времена года. Уже через две-три недели после прекращения закаливающих процедур устойчивость организма к температурным воздействиям резко снижается.

Второй принцип – постепенность увеличения дозы закаливающих воздействий.

         Третий принцип – адекватность применяемых средств, учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья ребенка в данный момент времени.

Четвертый принцип – комплексное использование всех закаливающих факторов. Разнообразие средств и форм закаливания, сочетание местных и общих процедур.

Пятый принцип – положительные эмоции у детей и сознательное отношение, способствующие исключению негативных эффектов охлаждения.

Несоблюдение принципов закаливания может не дать оптимальной закаленности и вызвать напряжение функциональных систем и даже срыв адаптации. Учитывая особенности морфофункциональных показателей учащихся, проживающих в условиях радиоэкологического неблагополучия, особенно важно соблюдение  этих методических принципов и необходимость дифференцирования средств закаливания адекватных реальному уровню физического и функционального состояния, исходя  из реальных условий и экосреды.

Реализация комплексного закаливания должна осуществляться под строгим врачебно-педагогическим и самоконтролем. Желательно вести дневник самоконтроля, где отражают характеристику закаливающих процедур, а также анализ субъективных ощущений: работоспособность, утомляемость, аппетит, сон и т.д. и объективного метода: показатели дыхания, пульса, веса, АД. Сведения об изменениях, происходящих в организме, дают возможность следить за ходом процесса тренировки, чередовать процедуры, рационально дозировать и своевременно корректировать дозу холодовой нагрузки. Если в процессе закаливания начал ухудшаться сон, появилась вялость, снизилась работоспособность, необходимо уменьшить холодовую нагрузку или заменить общую процедуру местной, водную – воздушной, обратиться к врачу.

Исходный уровень закаленности можно определить по данным пульсовой          пробы (В.А.Иванченко, 1985), согласно которой, в ответ на разовое холодовое воздействие, изменение ЧСС не более чем на 5% от исходной величины – высокий уровень закаленности; средний – не более чем на 10% и низкий – более чем на 10% .  До холодового воздействия необходимо измерить пульс за 30 секунд и умножить на 2. Подвергнуть испытуемого  воздействию холодного душа, температура  24º -  25ºС в течение 4 – 5 секунд. В течение первой минуты восстановления пульс не подсчитывается. На второй минуте восстановления пульс подсчитывается за первые 30 секунд и умножается на 2. Результат оценивается по трем уровням закаленности: “высокий”, “средний”, “низкий”.

О степени закаленности можно судить и по количеству заболеваний в год, их средней продолжительности (Э.А. Мойсейчик, 1997):

-  высокая закаленность – количество заболеваний в год до 1, средняя продолжительность  до 4 дней;

            -   средняя степень закаленности - количество заболеваний в год от 1 до 2, средняя продолжительность  до 12 дней, из них: 6 дней - период выраженного проявления заболевания, 6 дней – реабилитационный период;

            -     закаленность ниже среднего уровня - количество заболеваний в год от 2 до 4, средняя продолжительность  до 16 дней, из них: 7-10 дней - период выраженного проявления заболевания, 8 дней – реабилитационный период;

           -     низкий уровень закаленности - количество заболеваний в год от 4 и более, средняя продолжительность  от 16 дней и более.

Учитывая сезонные колебания клеточного и гуморального иммунитета, не желательно приступать к закаливанию в зимне-весенний период, когда иммунный статус характеризуется сезонным снижением функций иммунной системы. Перед началом закаливающих мероприятий должна быть произведена санация хронических очагов инфекции.

С целью систематизации многообразия мероприятий закаливающего характера Ю.Н.Чусовым было введено понятие «закаливающий комплекс», составными частями которого являются не только специальные закаливающие процедуры, но и оптимальный микроклимат помещений, одежда с соответствующими теплозащитными свойствами.

Начинать закаливание следует с создания в помещениях пульсирующего микроклимата, когда температура поддерживается не на постоянном уровне, а колеблется сначала в пределах 3º - 5ºС, доведя постепенно до 7º - 8ºС.  До 85% времени суток дети находятся в помещениях, и постоянная температура детренирует физиологические механизмы терморегуляции, а при интенсивной умственной работе ведет к развитию сонного торможения. Для нормального роста и развития необходима перемежающаяся температура. Наиболее эффективно сквозное проветривание, при котором полную замену воздуха в классе, домашних условиях можно обеспечить за 3 – 5 минут и не менее 2 – 3 раз в день. 

Теплозащитные свойства одежды у большинства людей  на 15 – 20% превышают требуемую величину, а у детей и того больше. Излишне теплое платье детренирует механизмы терморегуляции, а чрезмерно холодное, держа их постоянно в напряжении, истощает. Одежда должна соответствовать не только окружающей температуре, но и времени пребывания на улице или в помещении, возрасту, виду деятельности.

Специальные закаливающие процедуры.  Средствами закаливания служат естественные природные факторы: воздух, солнце, вода.

Воздушная ванна – простейшая, наиболее доступная форма закаливания в любое время года. Начинать закаливание воздушными ванными рекомендуется сначала в хорошо проветриваемом помещении, а затем на свежем воздухе. Дозирование проводится двумя способами – постепенным снижением  температуры воздуха и увеличением пребывания на воздухе при одной  и той же температуре.

Воздушные ванны подразделяются на тепловые (20-30º), прохладные (19-14º), холодные (ниже 14º).

Первоначальные закаливающие процедуры следует принимать при температуре воздуха 18º– 20ºС в течение 5 минут, увеличивая ежедневно длительность на 1 – 1,5 минуты, доведя  ее по времени до 1 –2 часов.

Дети младшего школьного возраста в летние месяцы начинают закаливание с воздушных ванн в тени длительностью в первые дни 30 – 40 минут, затем, по мере привыкания, - до 1,5ч.

Необходимо также знать влажность воздуха и скорость его движения. При повышении влажности и скорости движения ветра охлаждение организма увеличивается, поэтому время пребывания на воздухе надо сократить.

Учитывая роль охлаждения в этиологии простудной заболеваемости, рекомендуется подвергать температурному воздействию наиболее чувствительные к охлаждению участки тела – ступни, горло. Ступни находятся в непосредственной рефлекторной связи со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. При охлаждении температура слизистой оболочки резко снижается, она становится проницаемой для болезнетворных микробов. Эти явления полностью исключаются при хождением босиком, которое рекомендуют сочетать с воздушными ваннами уже через 10 – 15 дней после их начала. Сразу хождение по полу в тонких носках или по ковру в течение 5 минут по 2 раза в день с перерывом не менее 2 часов, ежедневно увеличивая продолжительность на 1 минуту, довести до 1,5 – 2 часов. После занятий вымыть ноги теплой водой (36º – 37ºС), вытереть. В дальнейшем  хождение летом по траве, песку различной температуры, как сухому, так и влажному. Наличие же на стопе физиологических точек и проекционных зон позволяет при закаливании рефлекторно оказывать влияние на весь организм. Укрепляются мышцы свода стоп и связки голеностопных суставов, предупреждая развитие плоскостопия.

 Солнечные ванны также благотворно влияют на организм человека. «Куда часто заходит солнце, туда редко заглядывает врач»,- говорит народная мудрость. Ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным действием, образуют загар, защищающий от избыточной солнечной радиации, они необходимы для образования  в организме витамина D, без которого нарушаются рост и развитие костей, нормальная деятельность нервной и мышечной систем. Однако при проведении  солнечных ванн необходимо соблюдать определенные правила:

            -    дети младшего школьного возраста в летние месяцы к приему солнечных ванн приступают через 7 – 10 дней после начала закаливания воздушными ваннами. Продолжительность первых сеансов – не более 5 – 10 минут, затем они постепенно увеличиваются до 30 – 40 минут. После каждой солнечной ванны ребенка обливают водой температуры 24º – 22ºС или разрешают купание 5 – 7 минут при температуре воды не менее 21ºС.

            -    дети старшего школьного возраста в летние месяцы начинают закаливание с солнечных ванн продолжительностью в первые дни 10 – 15 минут, постепенно увеличивая ее на 5 минут ежедневно, довести до 1 – 2 ч. После солнечной ванны необходимо сделать обтирание или обливание или искупаться в естественном водоеме.

         -   солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды. Их нельзя принимать натощак;

-         рекомендуется защищать голову от прямых солнечных лучей;

            -   солнечные ванны принимать только в тени или в движении – ходьбе, во время подвижных игр, лучшее время - с 10 до 12 ч. и с 16 до 19 ч.;

            -  необходим контроль над самочувствием детей, учет их индивидуальных особенностей.  Для детей со слабопигментированной кожей длительность солнечной ванны нужно сократить. Сильное покраснение, обильное потоотделение, учащенный пульс служат сигналом неблагоприятной реакции. А хорошее самочувствие – показателем эффективности процедуры.

         От солнечных ванн следует воздержаться при острых инфекционных заболеваниях, повышенной температуре тела, декомпенсированных пороках сердца, эпилепсии, фотодерматозах.

         Приняв 20 - 30 воздушных ванн можно переходить к водным процедурам. Вода является одним из эффективных средств закаливания, она в 28 раз сильнее, чем воздух поглощает тепло с кожных покровов тела. Закаливающие процедуры способствуют повышению процентного содержания гемоглобина, что приводит к увеличению кислородной емкости крови и способствует повышению работоспособности, продлевают срок активной жизни человека на 20 – 25%. Закаливание способствует сохранению на длительный срок функции надпочечников, которые задерживают развитие возрастных изменений. Уже в момент непосредственного влияния закаливающие процедуры улучшают жизнедеятельность организма, повышают эмоциональный тонус, снимают утомление, превращая организм на короткий срок в более приспособленный к нагрузкам.

         Особое внимание при закаливании водными процедурами учащихся, проживающих в условиях радиоэкологического неблагополучия, следует уделять постепенности в снижении температуры и продолжительности воздействующего фактора. При закаливании применять только первых два режима – начальный и оптимальный. Применение холодовых процедур с умеренной температурной нагрузкой 30º - 28ºС, снижение на 1 - 2 градуса в течение каждой недели до минимальной 18ºС. Продолжительность водной процедуры должна быть тем короче, чем холоднее вода.         

Умывание, при определенном температурном режиме, может оказать закаливающее влияние. Для этого температуру воды постепенно через каждые 2 - 3 дня  снижают на 1ºС и доводят для детей 3 лет и старше с 28 до 16ºС.

Рекомендуется во время утренней гигиенической  процедуры подвергать температурному воздействию носоглотку, как  одну из наиболее чувствительных к охлаждению частей тела. Обтирание шеи, полоскание горла  начинать с температуры воды  26º - 27ºС  3 раза в день, снижая на 1 градус каждые 3 - 4 дня. Не следует укутывать шею шарфами.

         Закаливание водой начать с обтираний при температуре воздуха в помещении не ниже 18º- 28ºС и температуре воды 36º - 38ºС. Сразу после зарядки проводится обтирание махровой рукавицей или полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: сначала одну руку, потом другую, затем грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании - от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к бедру). После обтирания вытереть кожу досуха. Общая продолжительность процедуры не превышает 5 минут.

         В холодное время года закаливание школьников начинают с обтирания стоп мокрым полотенцем утром и вечером, температура воды в первые две недели 26ºС, в следующие две недели – 24ºС.

     В течение 2-го месяца закаливания  утром обливают стопы при температуре воды 22º – 24ºС, вечером ноги обливают, начиная от коленных суставов.

     3-й месяц: утром - «хождение по воде» в тазу при температуре воды 22ºС в течение 30 секунд, вечером – обливание нижней части туловища и ног (температура воды 20ºС).

     4-й месяц: утром - «хождение по воде» при температуре 18ºС в течение 1минуты, вечером – обливание всего тела (температура воды 20ºС).

     5-й месяц: утром - «хождение по воде» при температуре 16ºС в течение 1минуты, вечером – обливание всего тела (температура воды 18ºС).

     6-й месяц: утром - «хождение по воде» при температуре 14ºС в течение  1,5 минут, вечером – обливание всего тела (температура воды 18ºС).

Обливание тела. Начальная температура воды для детей зимой не ниже 30ºС, а летом – не ниже 28ºС. Ее снижение производят на 1-2 градуса в течение каждых 10 дней до минимальной 20º и 18ºС соответственно. Вода из таза или ведра выливается на шею и плечи с расстояния 5-8 см. Продолжительность процедуры должна быть не более 1 минуты.          

Душ является более сильным раздражителем, чем обливание, сочетая механическое и температурное воздействие. Начните с теплого – температура 34º – 36ºС не более 1 минуты. Постепенно температура воды доводится до 18º – 20ºС, а продолжительность до 1,5 – 2 минут.

Особую роль в повышении уровня закаленности и в профилактике простудных заболеваний отводят контрастному закаливанию (местному и общему), интенсивно тренирующему механизмы терморегуляции. Контрастное закаливание более эффективно так же и потому, что вырабатывает устойчивость организма к воздействию как низких, так и высоких температур.       

         Контрастный душ – рекомендуется в утренние часы после ночного сна:  одна процедура 34º - 36ºС  и  28º - 30ºС в течение 20-30 секунд теплой и прохладной водой 3 - 5 раз. Через 3 дня температуру горячей воды довести до 36º - 38ºС и холодной  26º - 28ºС, постепенно доведя до 40º - 41ºС и 18º - 20ºС.  Для лиц с  ослабленным здоровьем – по этой же схеме контрастное обливание рук выше локтя и ног (стоп). Начинать процедуру нужно с теплой воды, а заканчивать холодной.  Обтирания, обливания и душ тонизируют, их делаются по утрам. Днем и вечером для снятия утомления рекомендуют контрастные душ и обливания.

         Купание в открытых водоемах является наиболее действенной формой закаливания водой. Примечание: это касается только водоемов, в которых разрешено купаться.

 Его нужно начинать летом и продолжать систематически, совершая не реже двух купаний в неделю. Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, от степени тренированности и состояния здоровья. Для практически здоровых  наиболее рациональной является следующая дозировка купаний по времени:

-         при температуре воды 22 – 25С продолжительность купания  6 – 16 минут;

-         при температуре воды 18 – 21С продолжительность купания  3 – 6 минут;

-         при температуре воды 14 – 17С продолжительность купания  1,5 – 3 минут;

При купании необходимо  соблюдать следующие правила:

           -   купаться можно не раньше чем через 1,5 часа после еды и не позже чем за 1 час до еды. Нельзя купаться натощак;

-         купание лучше проводить в послеобеденные часы, когда вода успевает прогреться;

-         в воде рекомендуется активно двигаться: плавать, играть в мяч.

            -   нельзя входить в воду разгоряченным или в состоянии озноба. Если ребенок озяб, то перед купанием нужно выполнить несколько согревающих упражнений или совершить пробежку;

            -  во время купания необходим контроль за самочувствием. Определяющим критерием является индивидуальная переносимость процедуры. При первых признаках переохлаждения: синюшность кожи, «гусиная кожа», озноб – купание прекратить, согреться путем энергичного растирания тела, согревающими упражнениями, горячим чаем;

-          после купания следует насухо вытереть голову, тело и одеться.

         Кроме того, следует знать, чрезмерно долгое пребывание в воде ухудшает выделительную функцию кожи, нарушает минеральный, минеральный, витаминный обмены.

         Для частоболеющих детей рекомендуется применение закаливающих процедур на 2º – 3ºС выше, чем для детей 1 и 2 групп закаленности (высокой и средней степени закаленности). Для них более медленно необходимо снижать температуру воздействующего фактора (при местном воздействии – через 2 –3 дня, а при общем – 4 – 5 дней).

Если из-за болезни на 5 – 10 дней возникла необходимость вынужденного перерыва – то следует снова начинать применение закаливающих процедур, снизив их температуру на 2º – 3ºС относительно последней, используемой до болезни. При перерыве более 12 дней необходимо возвратиться на начальный этап, ввиду угасания условного рефлекса.

         Для достижения наибольшего оздоровительного эффекта рекомендуется комплексное использование различных по силе, объему и месту применения закаливающих воздействий, т.е. сочетание местного и общего закаливания, быстрого и медленного, контрастного и постоянного по температуре охлаждения, физических и других нагрузок. Такое комплексное воздействие оказывает на организм значительно более глубокое влияние, к нему организм адаптируется значительно медленней, и поэтому его влияние сохраняется при систематическом использовании в течение многих лет.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Азбука здоровья / И.П. Гутько, В.А. Соколов, К.К. Заборовский . – Мн.: Полымя, 1988. – 175 с.

2.     Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья.- М.: Медицина, 1984.-320 с.

3.     Иванченко В.А. Тайны русского закала. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 173 с.

4.     Колгушкин А.Н. Закаливание.  – М., 1997. – 352 с.

5.     Корзенко В.Н., Артишевская Л.А., Гогунская Л.В., Демидова О.А., Никифорова Т.А., Корзенко А.Г. Закаливание – стратегическая задача профилактики гриппа и герпеса // Мир Спорта. – 2002. - № 1.- С. 46 – 51.

6.     Лаптев А.П. Азбука закаливания. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.

7.     Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш.  пед. учеб. заведений. – М., 2001. – 320  с.

8.     Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека.- М., 1957.-126 с.

9.     Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981. – 278 с.

10.            Мойсейчик Э.А. Обоснование целенаправленного применения закаливающих процедур у детей младшего школьного возраста в системе семья – школа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук – Мн., 1997.- 21 с.

11.           Подшибякин А.К. Закаливание человека.- К.: Здоровье, 1986.-80 с.

12.           Приходченко К.М. Школа закаливания на дому. – Мн.: Полымя, 1983. – 80 с.

13.           Рейзин В.М. Физическая культура людей умственного труда.- Мн., 1979.-176 с.

14.           Соколов В.А.,  Фурманов А.Г., Федорович С.В., и др. Повышенная радиация и физическая культура.- Мн.,1985,- 61- 91- 15- 7, 1997.-258 с.

15.            Cтепанов А.Я. Методика закаливания студентов в различных формах занятий физическими упражнениями. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. – М., 1992.- 21 с.

16.           Чусов Ю.Н. Азбука закаливания. – М.: Знание, 1984. – 64 с.